Порядок защиты прав военнослужащих по контракту

Защита прав военнослужащих включает следующие этапы:

Этап 1. Изучение действующего законодательства по интересующему вопросу нарушения прав, целью которого является установление нормы права (статьи соответствующего нормативного акта), положения которого определяют те права военнослужащего, которые были нарушены (например, согласно ч. 5 ст. 37 Конституции РФ "Каждый имеет право на отдых". Частью 1 статьи 11 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" "Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи (боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и т.д.), не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 91 Трудового кодекса РФ определено: "Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю").
Таким образом при 5-ти дневной рабочей недели продолжительность служебного времени составляет 8 часов в день, при 6-ти дневной - 7 часов с понедельника по пятницу, 5 часов в субботу. Так как военнослужащим по контракту положено 6 выходных дней в месяце, то если в месяце 4 недели, то две недели по 5 дней, 2 - недели, по 6 дней, если в месяце больше 4 недель, то в зависимости от того, как выпадут выходные дни, но не менее 6 недель в месяце.

Этап 2. Сбор информации и получение документов.
Так как в ходе проверки обращения документы могут потеряться или быть изменены, то желательно до момента ее начала получить их копии. В большинстве случаев это можно получить на основании устной просьбы. Так, например, с распорядком дня можно ознакомиться в строевом отделе, с журналом учета служебного времени - у непосредственного командира. Если на основании устной просьбы это не удается, то можно подать официальный рапорт на ознакомление и представление копии. Рапорт пишется (печатается) в двух экземплярах, на втором должна быть поставлена отметка лица, его получившего. Однако имеют место случаи отказа в проставлении отметки. В этом случае, для того чтобы избежать конфликта при отсутствии срочности решения проблемы можно подождать ответа и без официальной регистрации. Вместе с тем если ответ не будет получен, тогда рапорт подается либо через почту заказным письмом, либо через электронную приемную официального сайта Министерства обороны РФ (https://letters.mil.ru/electronic_reception/request/natural.htm).
Подробная информации о направлении обращений через электронную приемную официального сайта Министерства обороны РФ содержиться в разделе "Справочная информация" на страничке "Инструкция по обращению в Министерство обороны РФ" (https://letters.mil.ru/electronic_reception/request/natural.htm).
Образцы рапортов об ознакомлении и получении копий документов представлены в разделе "Образцы документов".

Этап 3. Обращение с рапортом о нарушении прав к командиру воинской части либо непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде (ст. 108 Дисциплинарного устава ).
Рапорт должен содержать следующие положения:
1) Наименования должности, части (подразделения), звание лица, к которому оно адресовано. В отдельных частях возможно предусмотрена сокращенная форма указанных данных, например, отсутствует наименование части (подразделения), отчества и т.д.
2) Слово РАПОРТ, которое пишется посредине строки.
3) Ссылка на нормативный акт, который предусмотрена соответствующее право военнослужащего или обязаннасть командира (начальника), описанного в пункте 1.
4) Получение ответа на свой рапорт. Ответ должен быть дан в течении 30 суток с момента регистрации обращение, в исключительных случаях рассмотрение может быть продлено еще на 30 суток (п. 116 Дисциплинарного устава). Обращение должно быть зарегистрировано в течении 3-х суток с момента получения (п. 119 Дисциплинарного устава).
5) Анализ полученного ответа. Рапорт военнослужащего только в том случае считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения (п. 115 Дисциплинарного устава).

Этап 4. Обжалование полученного ответа (в случае, если военнослужащим с ним не согласен) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Обжалование аналогично пункту 3 со следующей особенностью - в рапорте должно быть приведены доводы, согласно которым военнослужащий считает, что нарушение его прав не было устранено.
Целесообразно указать в рапорте на обжалование, что:
1) Не были рассмотрены все вопросы, поставленные в обращении, указав какие именно.
2) Рассмотрение было получено лицу, действия которого обжалуются.
3) Нарушен срок регистрации или рассмотрения материала, либо было отказано в регистрации рапорта.
4) При проведении проверки не были применены нормы права, подлежащие применению, либо применены нормы права не подлежашие применению, либо не верно истолкованы нормы права.

Этап 5. Обжалование ответа вышестоящего должного органа или вышестоящего должностного лица. Полученный ответ вышестоящего органа или должностного лица также может быть обжалован в следующий вышестоящий орган или следующему вышестоящему должностному лицу, вплоть до Министра обороны РФ.

Этап 6. Обжалование решения прямого командира (начальника) и решений его вышестоящих командиров (начальников) в суд. Решения прямого командира и решения вышестоящих командиров могут быть обжалованы в гарнизонный военный суд в соответствии с Кодексом административного производства (КАС) в течении 3-х месяцев с момента, когда военнослужащему стало о нем известно. При этом каждое решение обжалуется отдельно. Срок обжалование исчисляется отдельно по каждому решению. На военнослужащего в случае проигрыша могут быть возложены судебные расходы, поэтому административное исковое заявление цулесообразно подавать в гарнизонный суд по месту нахождения административного ответчика - воинской части (учреждения) и должностного лица, действия которого обжалуются.
Обращение в суд в рамках КАС лично возможно только лицу, имеющему юридическое образование. Если у военнослужащего такого образования нет, то ему необходим представитель, который имеет высшее юридическое образование. В связи с изложенным, на настоящем сайте вопросы судебного обжалования решений должностных лиц военного управления в рамках КАС подробно не рассматриваются.

Наше движение готово оказать военнослужащим помощь в подготовке административного искового заявления и предоставить представителя для участия в процессе.